Пояснительная записка
Направление: общеинтеллектуальное.
Уровни: 1 класс – ознакомительный уровень, 2-3 класс – базовый.
Режим занятий.
Предмет «Математика и конструирование» вводится за счѐт увеличения часов в Учебном плане в части,
формируемой участниками образовательных отношений. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 1-3
классов.
Количество часов в неделю и за год: 1 класс - по 0,5 часа – 16,5 ч., 2 класс - по 0,5 часа – 17 ч., 3 класс - по 0,5
часа – 17 ч. Всего – 50,5 часов.
Цель курса: создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений,
знаний, умений учащихся, способствующие формированию элементов конструкторских и графических умений.
Задачи:
- формировать умение узнавать изученные геометрические фигуры в объектах;
- научить различать линейные, плоскостные и пространственные геометрические фигуры;
- развивать воображение учащихся, через умение преобразовывать объекты с целью изменения функций, расширения
области их применения;
- развивать логическое мышление.
Актуальность и целесообразность программы.
Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить и расширить учебный предмет
«Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся. Математические знания и мыслительная
деятельность детей служат базой, а организованная на этой основе конструкторско-практическая деятельность
учащихся дает возможность формировать и совершенствовать у них конструкторские навыки, элементы
конструкторского мышления, более осознанно выполнять практические работы.
При проведении занятий по курсу «Математика и конструирование» учитываются возрастные особенности и
возможности детей младшего школьного возраста: часть материала излагается в занимательной форме. Занятия
предполагают большое количество практических работ с различными материалами: бумагой, картоном, тканью,
пластилином, проволокой, а также работу с различного вида конструкторами.
Практическая направленность готовит учащихся к изучению курса геометрии и черчения.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Формы аттестации. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется в форме устного опроса,
самостоятельных, практических работ.
Результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и
расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ
осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
—Умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретѐнных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и
математической речи, основами счѐта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать
текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
Обучающиеся получат возможность научиться: в ходе работы у детей развивается пространственное
воображение, формируются графические умения и навыки, элементы конструкторского мышления. Кроме того, этот
курс создаѐт условия для развития логического мышления учащихся. Учит работать быстро, аккуратно.
Обучающийся научится: чертить и изготовить модель: отрезка, угла, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника.
Самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу и по описанию, проводить анализ образца
изготовленного изделия, вносить в изготовленный объект изменения по заданным условиям; узнавать и выполнять
простейшие соединения деталей конструктора: обычное, жесткое, шарнирное, внахлестку.
Содержание курса.
1 класс
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой.
Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развѐрнутый. Ломаная.
Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников:
треугольник, четырѐхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по
соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный,
тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трѐм сторонам с использованием циркуля и
неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства.
Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника.
Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур
буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника
(квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника
(квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности
на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рѐбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и
рѐбер прямоугольного параллелепипеда. Развѐртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рѐбра, вершины
куба. Развѐртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трѐх проекциях. Треугольная пирамида.
Грани, рѐбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приѐмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание
ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из
полосок бумаги разной длины моделей «Самолѐт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы
заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление
аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с
последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных
картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертѐж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и
выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по
чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая карта.
Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жѐсткое, внахлестку
двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей
геометрических фигур и изделий.
Развѐртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей
объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм»,
«Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
2 класс
Простейшие геометрические фигуры
Представление о геометрической фигуре угол. Угольник. Построение прямоугольного угла на нелинованной
бумаге. Получение моделей простейших геометрических фигур путем перегибания листа бумаги неправильной
формы. Вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге. Построение прямоугольника на нелинованной
бумаге по кромке листа бумаги, картона. Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы. Деление
прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и угольника на другие геометрические фигуры меньших размеров
(прямоугольники, квадраты, треугольники) Деление квадрата на прямоугольники, квадраты, треугольники. Вырезание
из бумаги и картона полученных фигур. Построение прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических
фигур.
Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков, из отрезков и геометрических фигур, из
геометрических фигур (космические объекты).
Построение бордюров из прямоугольников, квадратов, отрезков по заданным условиям, по замыслу учащихся
(панно, аппликации).
Окружность. Круг.
Замкнутая кривая линия. Окружность и овал. Сходство и различие.
Центр окружности, радиус, диаметр. Изображение окружности с помощью циркуля. Концентрические окружности.
Вычерчивание «розеток». Изготовление модели окружности из проволоки, ниток. Взаимное расположение
окружностей. Вписанные и описанные окружности.
Круг. Изготовление модели круга из бумаги. Сходство и различие между кругом и окружностью. Деление круга
на части. Сектор. Сегмент.
Изготовление плоскостных сюжетных картин по заданной теме (Звѐзды, в гости ждите нас!) с использованием кругов,
овалов, их элементов. Изготовление предметов технической направленности (трактор, экскаватор, автомобиль, ракета,
самолет) в виде аппликаций из моделей изученных геометрических фигур.
Графическое изображение на бумаге изготавливаемых изделий. Знакомство со схематическим чертежом, техническим
рисунком, их чтение и конструирование изделий по ним, применяя творческий подход и фантазию.
Конструктор и техническое моделирование.
Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами.
Приѐмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и
монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в
конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы.
Систематизация и обобщение знаний.
Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся.
3 класс
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: равносторонний, разносторонний, равнобедренный.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Построение треугольника по трѐм сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных
равносторонних треугольника.
Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – ―гнущий многоугольник‖).
Изготовление по чертежу аппликации ―Домик‖.
Изготовление по чертежу аппликации ―Бульдозер‖.
Изготовление по технологической карте композицию ―Яхты в море‖.
Изготовление цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.
Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12
частей.
Изготовление аппликации ―Паровоз‖ с предварительным изготовлением чертежа по рисунку.
Изготовление из деталей конструктора подъѐмного крана.
Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, еѐ усовершенствование по
заданным условиям.
Особое место в 3-ем классе занимают упражнения по преобразованию геометрических фигур. Продолжается
работа по расширению геометрических знаний: идет знакомство с симметрией, более широко дается понятие
периметра и площади фигур. Дети знакомятся с понятиями: симметрично, ось симметрии. Находят ось (оси)
симметрии различных геометрических фигур практическим путем. Учатся строить точки и отрезки, симметричные
данным. При изучении темы «Периметр» дети вначале практическим путем находят периметр геометрических фигур,
затем, опираясь на свойства геометрических фигур, выводят формулы нахождения периметра прямоугольника,
квадрата, треугольника, а также находят периметры более сложных по форме геометрических фигур.
Для формирования представлений о площади сначала уточняются представления детей о площади, затем
площади фигур сравниваются с помощью различных мерок. Затем идет знакомство с единицами площади (1см2, 1дм2,
1м2), учатся измерять площадь прямоугольника и вычислять ее косвенным путем, который заключается в измерении
длин сторон данной фигуры и в нахождении произведения полученных чисел.
Работа по изготовлению моделей геометрических фигур и композиций из них сопровождается вычерчиванием
промежуточных или конечных результатов, учащиеся подводятся к пониманию роли и значения в конструкторской
деятельности, у них формируются умения выполнять чертѐж, читать его, вносить дополнения и др.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п
№ урока
1
2
1
3
4
2
Тема
1 класс (16,5 часов)
КолХарактеристика видов
во
деятельности
часов
с
основным 0,25 Основные математические понятия
Знакомство
учащихся
содержанием курса
Точка. Линия, изображение точки и линий на
бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное
расположение линий на плоскости. Замкнутая
и незамкнутая кривая
Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая,
шероховатая, белая, цветная и др. и их
назначение. Основные приѐмы обработки
бумаги: сгибание, складывание, разметка по
шаблону,
резание
бумаги
ножницами,
соединение деталей из бумаги с помощью клея
Практическая работа с бумагой: получение
путѐм
сгибания
бумаги
прямой,
пересекающихся и непересекающихся прямых.
Основное свойство прямой: через две точки
можно провести прямую, и притом только
одну.
Линейка, использование которой
необходимо
при
проведении
прямой.
0,5
0,5
1
Ставить точки, проводить линии.
Чертить
прямую
по
линейке.
Различать замкнутые и незамкнутые
кривые
Размечать бумагу по шаблону, резать
бумагу
ножницами.
Склеивать
бумажные детали
Получать
перегибанием
бумаги
прямую,
пересекающиеся
и
непересекающиеся
прямые.
Иллюстрировать основное свойство
прямой. Проводить прямую по
линейке. Показывать на чертеже
различные расположения прямых на
5
3
4
6
7
5
8
6
9
7
Различные положения прямых на плоскости и в
пространстве; вертикальные, горизонтальные,
наклонные прямые. Отрезок. Вычерчивание
отрезка
с
использованием
линейки.
Преобразование фигур, составленных из
счѐтных палочек, по заданным условиям
Обозначение геометрических фигур буквами.
Изготовление бумажных полосок разной
длины. Конструирование модели «Самолѐт» из
бумажных полосок.
Изготовление аппликации «Песочница» из
бумажных полосок
Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой,
отрезка и луча.
Сантиметр. Сравнение отрезков по длине
разными способами. Упорядочивание отрезков
по длине
Угол. Прямой угол. Непрямые углы.
Изготовление модели прямого угла.
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная.
Вершины, звенья ломаной. Изготовление
модели ломаной из проволоки.
Длина ломаной. Два способа определения
длины ломаной
плоскости. Чертить отрезки, находить
отрезки в составе различных фигур
2
0,5
Обозначать
буквами
изученные
геометрические фигуры. Вырезать по
заготовкам бумажные полоски разной
длины.
Конструировать
модели
объектов
по
образцам,
когда
требуется
изготовление
дополнительных деталей
Чертить луч
0,5
Сравнивать и упорядочивать отрезки
по длине
1
Изготавливать
из
бумаги
непрямоугольной формы модели
прямого угла. Изготавливать из
бумаги модели острого и тупого угла.
Выделять углы разных видов в
разных фигурах
Распознавать и чертить ломаные.
Определять длину ломаной разными
способами
1
9
Многоугольник. Углы, стороны, вершины
многоугольника.
Треугольник,
четырѐхугольник,
пятиугольник
и
др.
Классификация многоугольников по числу
сторон
Прямоугольник. Свойство противоположных
сторон
прямоугольника.
Изображение
прямоугольника на бумаге в клетку.
Изготовление заготовок прямоугольной формы
заданных размеров. Соотнесение реальных
предметов с моделями прямоугольников.
12
10
Квадрат. Преобразование прямоугольника в
квадрат и квадрата в прямоугольник.
Чертѐж. Обозначение на чертеже линии сгиба
13
11
1417
12
8
10
11
Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения
между единицами длины
Изготовление
геометрического
набора
треугольников.
13
Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник»,
«Ракета» с использованием геометрического
набора треугольников.
14
Изготовление
мозаика».
15
Изготовление аппликации с использованием
набора
«Геометрическая
1
2
1
4
Распознавать
и
называть
многоугольники
разных
видов:
треугольник,
четырѐхугольник,
пятиугольник и др., их углы, стороны
и вершины
Выделять
прямоугольник
из
множества
четырѐхугольников,
изображать
прямоугольник на клетчатой бумаге.
Изготавливать
заготовки
прямоугольной формы заданных
размеров. Выделять квадраты из
множества прямоугольников, чертить
квадрат
на
клетчатой
бумаге,
преобразовывать бумажную модель
прямоугольника в модель квадрата
Работать с бумагой
Изготавливать
аппликации
по
образцу
из
подготовленных
элементов (геометрических фигур).
Определять правило, по которому
составлен узор, и продолжать его с
использованием
вырезанных
геометрических фигур
18
16,5
заготовки. Изготовление узоров, составленных
из геометрических фигур, по заданному
образцу и по воображению
Знакомство с техникой оригами. Изготовление
изделий в технике оригами с использованием
базовой заготовки — квадрата
1,5
Читать схемы и изготавливать
изделия в технике оригами
2 класс (17 часов)
№
п/п
1
№ урока
1
2
3
2
4 5
2
3
Тема
КолХарактеристика видов
во
деятельности
часов
Повторение
геометрического
материала:
1
Изготовление изделий в технике
отрезок, угол, ломаная, прямоугольник,
оригами – «Воздушный змей»
квадрат.
Изготовление изделий в технике оригами –
«Воздушный змей»
Треугольник. Соотношение длин сторон 0,5 Определять, из каких трѐх отрезков
треугольника
можно построить треугольник
Прямоугольник.
Практическая
работа 0,5 Вычерчивать
прямоугольник
«Изготовление модели складного метра».
(квадрат) на клетчатой бумаге.
Свойство
противоположных
сторон
Строить
прямоугольник
на
прямоугольника. Диагонали прямоугольника и
нелинованной бумаге с помощью
их свойства.
чертѐжного треугольника
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.
Построение прямоугольника на не- линованной
бумаге с помощью чертѐжного треугольника.
1
6
4
Построение отрезка,
помощью циркуля
равного
данному,
с
0,5
7 8
4
Практические работы: «Изготовление пакета
для хранения счѐтных палочек»,
0,5
5
«Изготовление подставки для кисточки»,
«Преобразование фигур по заданному правилу
и по воображению»
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр
окружности (круга).
1
2
9
6
10
11
7
Практические работы:
«Изготовление ребристого шара»
8
9
«Изготовление аппликации «Цыплѐнок»
Деление окружности на 6 равных частей.
Вычерчивание «розеток»
Чертѐж. Практическая работа «Изготовление
закладки для книги» по предложенному
чертежу с использованием в качестве
элементов прямоугольников, треугольников,
кругов.
Технологическая карта. Составление плана
действий по технологической карте (как
вырезать кольцо)
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с
рисунком будущего изделия. Изготовление по
чертежу
аппликации
«Автомобиль».
12
13
14
10
11
15
16
12
1
1
2
1
Строить отрезок, равный данному, с
использованием циркуля (без
измерения его длины)
Изготавливать
изделия
с
использованием заготовок, имеющих
форму прямоугольника (квадрата)
Чертить
окружность
(круг),
прямоугольник,
вписанный
в
окружность
Вырезать круги и использовать их для
изготовления описанного изделия.
Изменять изготовленное изделие по
предложенному условию
Делить окружность на 6 равных
частей с использованием циркуля
Читать и использовать простейший
чертѐж
для
изготовления
предложенного
изделия.
Читать
технологическую карту и выполнять
по ней действия
Читать чертѐж и изготавливать по
чертежу несложные изделия. Вносить
изменения в изделие по изменениям в
Изготовление чертежа по рисунку изделия
1718
1920
2122
№
п/п
1
2-3
13
1415
Изготовление
по
чертежу
аппликаций
«Трактор с тележкой», «Экскаватор»
Оригами. Изготовление изделий «Щенок»,
«Жук»
1
2
Работа с набором «Конструктор». Детали,
2
правила и приѐмы работы с деталями и
инструментами набора. Виды соединений.
Конструирование различных предметов с
использованием
деталей
набора
«Конструктор».
Усовершенствование
изготовленных изделий
3 класс (17 часов)
№ урока
Тема
Колич
ество
часов
1
Повторение
геометрического
материала:
0,5
отрезок, ломаная, многоугольник
1
Треугольник.
Виды
треугольников
по
0,5
сторонам: разносторонний, равнобедренный,
равносторонний. Построение треугольника по
трѐм сторонам.
2
Виды
треугольников
по
углам:
1
прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Конструирование моделей различных
16-17
чертеже и наоборот. Выполнять
чертѐж по рисунку изделия
Дополнять чертѐж недостающим
размером
Изготавливать по чертежу несложные
изделия.
Работать
в
паре:
распределять обязанности, обсуждать
результат, исправлять допущенные
ошибки
Собирать несложные изделия из
деталей на- бора «Конструктор» по
рисункам готовых образцов
Характеристика видов
деятельности
Различать треугольники по сторонам
и по углам. Строить треугольник по
трѐм сторонам с использованием
циркуля и линейки. Изготавливать
модели треугольников разных видов
4
3
5-6
4
7-8
5-6
910
7
1112
8-9
1314
10-11
треугольников
Правильная
треугольная
пирамида.
Изготовление модели правильной треугольной
пирамиды сплетением из двух одинаковых
полосок, каждая из которых разделена на 4
равносторонних треугольника. Изготовление
каркасной модели правильной треугольной
пирамиды из счѐтных палочек. Вершины,
грани и рѐбра пирамиды.
Построение прямоугольника на нелинованной
бумаге с использованием свойств его
диагоналей.
Построение
квадрата
на
нелинованной бумаге по заданным его
диагоналям
Чертѐж.
Изготовление
по
чертежам
аппликаций
«Домик»/
«Бульдозер».
Составление аппликаций различных фигур из
различных частей определѐнным образом
разрезанного
квадрата.
Технологический
рисунок
Площадь. Единицы площади. Площадь
прямоугольника (квадрата), различных фигур,
составленных из прямоугольников и квадратов
Разметка окружности. Деление окружности
(круга) на 2, 4, 8 равных частей.
Изготовление модели цветка с использованием
деления круга на 8 равных частей
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Изготовление модели часов
1
Изготавливать модель
треугольной пирамиды.
правильной
1
Строить
прямоугольник
на
нелинованной
бумаге
с
использованием свойств диагоналей
прямоугольника (квадрата)
2
Изготавливать по чертежу различные
аппликации
1
Определять площадь прямоугольника
(квадрата)
2
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8
равных частей
2
Делить окружность (круг) на 3, 6, 12
равных частей
15
12
Взаимное
плоскости
расположение
окружностей
на
0,5
16
12
0,5
17
13
18
14
19
2021
15
16-17
Деление отрезка пополам без определения его
длины (с использованием циркуля и линейки
без делений)
Получение
практическим
способом
треугольника, вписанного в окружность (круг)
Изготовление
аппликации
«Паровоз»,
геометрической игры «Танграм» и аппликаций
фигур из частей игры «Танграм»
Оригами. Изготовление изделия «Лебедь»
Техническое конструирование из деталей
набора «Конструктор».
Изготовление по приведѐнным рисункам
моделей «Подъѐмный кран» и «Транспортѐр»
1
1
1
1
Чертить
пересекающиеся,
непересекающиеся (в том числе
концентрические) окружности
Выполнять деление отрезка пополам
с использованием циркуля и линейки
без делений
Строить практическим способом
треугольник, вписанный в круг
Изготавливать аппликации из частей
игры «Танграм»
Работать в технике оригами
Конструировать по рисункам модели
из деталей набора «Конструктор»
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Учебная литература, рекомендованная для обучающихся.
Волкова С. И., Пчѐлкина О. Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1-4 класса четырѐхлетней
нач. шк. – М.: Просвещение, 2018.
Методические пособия, рекомендованные для организации образовательного процесса
1. Волкова С. И., Пчѐлкина О. Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1-4 класса четырѐхлетней
нач. шк. – М.: Просвещение, 2018.
2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 кл.: Учебное
пособие / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2018.
3. Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1-5 классы. – М., 1999.
4. Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной
школы. – Тамбов, 1999.
5. Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. – Тамбов, 1995.
6. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
7. Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, №
9, с. 38-44.
8. Бененсон Е. П., Вольнова Е. В., Итина Л. С. Знакомьтесь: геометрия. Тетради № 1, № 2. – М., 1995.
9. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //
Исследование мышления в психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой – М., 1996.
10.Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 1999.
11.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2010.
12.Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
13.Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное
пособие по геометрии. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.
14.Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – М., 1994.
15.Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1
Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве.
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a-2ba2-4f2e-917b-1f9accd80b71/118912/? Электронное
учебное пособие «Математика и конструирование»
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0/? «Компьютерный практикум
для начальной школы».
4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b33a1431-1b0f-4794-b2a7-83cd3b9d7bca/104711/? Программа
"Графические диктанты и Танграм"
5. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103226/? Угол. Виды углов.
Измерение угла.
6. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103222/? Длина. Сравнение
отрезков по длине. Периметр.
7. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103231/? Сравнение и
измерение площади фигур.
8.
http://www.chat.ru/~msharko/pentamino.htm. Клуб любителей игры Пентамино.
Дидактический материал
Набор картинок с геометрическим материалом
Набор карточек с цифрами и знаками.
Развивающие игры
Приборы и оборудование
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Ксерокс.
5. Проектор
6. Наборы счѐтных палочек.
7. Демонстрационная оцифрованная линейка.
8. Демонстрационный чертѐжный треугольник.
9. Демонстрационный циркуль.
Оборудование класса
Ученические двуместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.